Статья 101 229 ФЗ определяет виды доходов, которые не подлежат взысканию судебными приставами при исполнении судебных решений. Это означает, что данные категории доходов защищены от конфискации и могут быть использованы только собственником или получателем.
Из числа таких доходов можно выделить: зарплаты, пенсии, пособия по уходу за ребенком, пособия по безработице, стипендии, алименты, денежные выплаты, полученные в рамках социальной поддержки, а также доходы от инвалидности. Все эти виды доходов являются основными и незаменимыми для жизнеобеспечения граждан, поэтому законодательство защищает их от взыскания судебными приставами.
Судебная практика по статье 101 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ
В судебных решениях, приведенных ниже, анализируются вопросы, связанные с применением статьи 101 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ, которая определяет доходы, на которые нельзя обратить взыскание судебных приставов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа ФАС ВСО
Постановление от 27 июля 2025 г. по делу № А33-20390/2020
Суть спора: банкротство, несостоятельность
Арбитражный суд Приморского края АС Приморского края
Постановление от 19 июля 2025 г. по делу № А51-13406/2022
Суть спора: банкротство, несостоятельность
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа ФАС СКО
Решение от 6 июля 2025 г. по делу № А61-36/2022
Суть спора: о несостоятельности банкротстве физических лиц
Арбитражный суд Орловской области АС Орловской области
Решение от 6 июля 2025 г. по делу № А48-7690/2022
Суть спора: о несостоятельности банкротстве физических лиц
Решение от 6 июля 2025 г. по делу № А48-10849/2022
Суть спора: о несостоятельности банкротстве физических лиц
Решение от 6 июля 2025 г. по делу № А48-10377/2022
Суть спора: о несостоятельности банкротстве физических лиц
Решение от 6 июля 2025 г. по делу № А48-436/2022
Суть спора: о несостоятельности банкротстве физических лиц
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд 19 ААС
Постановление от 6 июля 2025 г. по делу № А14-18314/2020
Суть спора: банкротство, несостоятельность
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд 12 ААС
Постановление от 6 июля 2025 г. по делу № А57-16198/2022
Суть спора: банкротство, несостоятельность
Арбитражный суд Свердловской области АС Свердловской области
Решение от 5 июля 2025 г. по делу № А60-24463/2024
Суть спора: о привлечении к административной ответственности за правонарушения, связанные с банкротством
В рассмотренных делах судьи обращают внимание на важность соблюдения правил, установленных статьей 101 ФЗ, которые запрещают судебным приставам обращаться к определенным видам доходов с целью взыскания задолженностей.
Также отмечается, что некоторые категории доходов подлежат ограничениям по взысканию средств, такие как зарплата и вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.
Обязательным требованием является правильное заполнение платежек работодателями, в которых указывается специальный код для доходов, на которые нельзя обратить взыскание.
Налоговые органы также могут предоставлять приставам дополнительные сведения о должнике и его доходах, что существенно облегчает процесс исполнительного производства.
Источники:
- Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа ФАС ВСО от 27 июля 2025 г. по делу № А33-20390/2020.
- Постановление Арбитражного суда Приморского края АС Приморского края от 19 июля 2025 г. по делу № А51-13406/2022.
- Решение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа ФАС СКО от 6 июля 2025 г. по делу № А61-36/2022.
- Решение Арбитражного суда Орловской области АС Орловской области от 6 июля 2025 г. по делу № А48-7690/2022 и другие.
- Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда 19 ААС от 6 июля 2025 г. по делу № А14-18314/2020.
- Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 12 ААС от 6 июля 2025 г. по делу № А57-16198/2022.
- Решение Арбитражного суда Свердловской области АС Свердловской области от 5 июля 2025 г. по делу № А60-24463/2024.
Как отразить взыскания в платежке
При заполнении платежки за каждого работника необязательно должника необходимо:
- В поле 20 платежного поручения «Наз.пл.» проставить:
- Код 1 при выплате дохода, по которому статьей 99 Закона № 229-ФЗ предусмотрены ограничения, но нет запретов, например, если перечисляется зарплата;
- Код 2, – если с выплачиваемого дохода полностью запрещены удержания в силу положений ст. 101 Закона № 229-ФЗ;
- Код 3 – при перечислении возмещения вреда здоровью, бюджетной компенсации пострадавшим от техногенных и радиационных катастроф, исключения из «запретов» по п. 2 ст. 101 Закона № 229-ФЗ, о которых мы сказали выше.
- При фактическом удержании суммы взыскания с дохода работника фиксировать данную сумму в поле платежки 24 «Назначение платежа» письмо ЦБ № ИН-05-45/10 от 27.02.2020. При этом используется специальная запись вида «…//ВЗС//долг//», где «долг» — это сумма удержания в рублях и копейках, например, 10000-00.
Здесь вы можете ознакомиться с образцом платежки, заполненной с учетом новых правил, введенных Законом № 12-ФЗ и свежими предписаниями Центробанка. Важно не ошибиться в заполнении платежки.
Так, если по исполнительному листу взыскание – алименты, то по ним может удерживаться до 70 процентов от зарплаты, согласно п. 3 ст. 99 закона № 229-ФЗ. Бухгалтером компании-работодателя должен быть указан код «1». Введение кодов и фиксирование произведенных удержаний работодателем позволит избежать повторного взыскания одних и тех же сумм с дохода должника банками и приставами.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Статья 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит перечень доходов, на которые судебными приставами-исполнителями не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. Этот перечень состоит из различных категорий выплат социального характера пособий, единовременных компенсационных выплат, денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда и пр.
Однако на практике такой запрет далеко не всегда защищает должника от ареста счета или неправомерного взыскания. Это связано с особенностью банковской системы. При поступлении в банк на счет получателя, в том числе и должника, любых выплат, они учитываются не отдельно, а в общей массе имеющихся на счете денежных средств, то есть обезличиваются. Банки не всегда исполняют обязанности по отслеживанию целевого назначения поступивших на счета должников денежных средств социального характера, имея фактическую возможность идентифицировать такие денежные поступления.
Федеральным законом от 12.02.2019 № 12-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которые направлены на исключение возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера. Указанные изменения вступают в силу с 01.06.2020 года.
Чтобы не допускать списания социальных выплат в счёт долгов, внесенные изменения определяют дополнительные обязанности и права, как самого должника, так и работодателей, судебных приставов и банка.
Так, гражданину следует предоставлять судебному приставу документы об имеющихся у него наличных денежных средствах, на которые не может быть обращено взыскание. Законом теперь закреплена обязанность работодателя указывать в платежных документах при перечислении денежных выплат работника в банк или другую кредитную организацию соответствующий код вида дохода для идентификации платежей, а также сумму уже взысканную работодателем по исполнительному документу с целью защиты от неправомерного взыскания. Указание кода необходимо, чтобы определить, с каких доходов можно удерживать суммы по исполнительным листам, а с каких нет.
Изменения в Законе предусматривают обязанность судебного пристава-исполнителя отслеживать назначение платежей, которые поступают на счёт должника, а также запрещают изымать наличные денежные средства, на которые не может быть обращено взыскание.
Одновременно расширены права судебного пристава-исполнителя, с 1 июня 2020 года он может запрашивать у налоговых органов и банков любые сведения, необходимые для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
Изменениями установлена обязанность банка или иной кредитной организации осуществлять расчет суммы денежных средств, на которую обращается взыскание, с учетом установленных ограничений и запретов на обращение взыскания, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона.
Такая многоуровневая система контроля за назначением поступающих денежных средств на счёт должника должна сделать невозможным обращения на взыскание доходов, предусмотренных ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которые сегодня систематически допускаются. Кроме того, статья 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» дополнена пунктом 18, который предусматривает ряд других социальных выплат, на которые не может быть обращено взыскание.
Действия бездействие, решения судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, прокурору или в установленном порядке в суд.