Строгий финансовый контроль не был внезапно введен в России. Именно это стало причиной беспрецедентных санкций, объявленных Западом сразу после начала спецоперации в Украине. В результате Москва была вынуждена принять ряд мер, ограничивающих валютные операции в стране. Чем они будут обусловлены? Будут ли запрещены в России доллар и евро? Если да, то что придет им на смену: китайский юань, индийская рупия, иранский риал или турецкий фунт? Об этом на страницах журнала «Идеи капитала» рассказывает Александр Потабин, аналитик одной из крупнейших российских инвестиционных групп «Финам».
После падения, описанного курсом российской валюты в первом полугодии, в августе 2022 года он стабилизировался на уровне 60-61 рубля за доллар. Из-за многократного роста неопределенности предсказать курс практически невозможно. Однако можно описать ключевые факторы, влияющие на соотношение рубля с долларом и евро. Пока совокупность этих факторов позволяет предположить, что до конца года рубль вряд ли ослабнет более чем на 75 рублей за доллар.
С конца февраля 2022 года в стране были введены специальные финансовые меры. Они внесли изменения в действующую систему валютного регулирования, разделили нерезидентов на дружественных и недружественных государству иностранцев и предъявили различные требования к операциям с ними. Документ «Специальные экономические меры: что можно и что нельзя», подготовленный Екатериной Земской из Детального центра Форума, посвящен анализу изменений в валютном регулировании, введенных в связи с иностранными санкциями.
В октябре 2020 года Банк России опубликовал консультационный отчет «Цифровой рубль». В докладе впервые были представлены планы по созданию цифровой валюты. После публичного обсуждения в апреле 2021 года Банк представил концепцию цифрового рубля, отражающую основные элементы дизайна цифровой валюты, выбрал модель выпуска и обращения цифрового рубля и описал этапы его применения. Таким образом, цифровой рубль становится реальностью. Но так ли все просто? Доктор финансовых наук, научный сотрудник Института экономики РАН Сергей Андрисин рассказывает Capital Ideas о преимуществах и недостатках третьей формы государственной валюты.
Что произошло на Российской фондовой бирже с 24 февраля? Как сильно она изменилась? Проявляют ли они интерес к этому нерезиденту дружественной страны? Работают ли российские ценные бумаги на западных или других зарубежных фондовых рынках, или они заморожены, как и западные российские активы? На другие вопросы в интервью журналу отвечает Виктор Исаков, директор по инвестициям компании «Открытие Инвестментс».
Отключение многих российских банков от международной системы оперативных платежей — это, безусловно, удар, причем еще более сильный. Сейчас Москва пытается найти выход из сложившейся ситуации. Один из них лежит на поверхности. Как можно скорее нужно переходить на взаимное примирение торгово-экономических отношений с дружественными странами национального чекана. Только так мы сможем окончательно избавиться от зависимости от доллара. Но это легче сказать, чем сделать. Известный российский китаевед Андрей Онникиенко высказывает свою точку зрения на то, как Москве и Пекину следует перейти к взаимному устройству государственных монет.
Сегодня в России все чаще можно услышать об исламских банках, но мало кто понимает, что это такое. Светлана Бабенкова, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, аккредитованный в Институте исламских финансов (PCIF), разъясняет тему столичных идей.
После начала спецоперации в Украине на Россию обрушился «шквал санкций». За несколько месяцев против России было введено больше санкций, чем против Ирана за десятилетия. Однако катастрофы не произошло, и наступила фаза стабилизации. Юлия Мельникова, координатор программ Международного совета России, объясняет, как правильно его использовать.
Центробанк сделал попытку объяснить мотивы отказа от валютного контроля. О том, что из этого получилось — телеграм-канал Spydell_finance.
Обязательство продавать выручку ничего не дает, так как экспортеры, продающие свою валютную выручку, могут вернуться на внутренний валютный рынок и увеличить спрос на иностранную валюту (отток капитала). В результате воздействие на валютный рынок оказывается нулевым (нет улучшения чистых валютных балансов, только увеличение торгового оборота). С другой стороны, расходы компаний только возрастут.
Отмена обязательства по отчуждению валютной выручки к концу 2022 года не влияет на темпы отчуждения этой выручки и расчетные доли продаж от экспортной валютной стоимости. Правила продажи валютной выручки ограничены, поскольку большее значение имеют объем экспорта, потребности бизнеса в валюте, налоговые аспекты и уровень экономической неопределенности.
Если оценивать валютные резервы российских экспортеров, то объем иностранной валюты в российской финансовой системе за последние 1 5 лет практически не изменился, независимо от наличия или отсутствия ограничений на валютную выручку. По оценкам Центрального банка, криптовалюта на счетах в иностранных банках составляет около 1% экспорта (хм, ЦБ ошибся в своих расчетах)?
Значительная часть валютной выручки, принадлежащей российским компаниям, находится в других юрисдикциях и у международных трейдеров, поэтому обязанность продавать валютную выручку никак не влияет на ситуацию и, соответственно, не насыщает внутренний валютный рынок.
Стоит также отметить, что, по последним данным ЦБ, около 42% валютной выручки приходится на рубли, то есть помимо сокращения экспорта снижается и экспортная часть иностранной валюты. Валютная выручка от продаж не так велика.
Что касается запрета на привлечение иностранного частного капитала (сам валютный счет в Банке России и перевод в иностранные банки на валютный счет) — эта мера не влияет на курс, так как не создает нового/дополнительного спроса на валюту, а спрос возникает тогда, когда эта валюта покупается (рубли на валютный счет перечислена на валютный счет).
В отношении обменного курса направление дальнейшего распределения валютных сбережений не имеет значения. По отношению к курсу рубля это выступает как эквивалент, поскольку валюта может быть куплена для размещения на счетах в российских и зарубежных банках. Повлиять на спрос можно только повышением привлекательности рубля как средства сбережения, в том числе процентных ставок.
Важно, чтобы Центральный банк повышал привлекательность рубля как средства сбережения, действуя не управленчески, а фискально.
Финансовый контроль имеет ограниченный срок действия и становится все менее эффективным в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Финансовый контроль может нарушить способность и возможности российских компаний выстраивать новые экономические связи.
Предприятия продолжают находить бреши (дыры в системе) и строить круговые операции по выводу средств, а финансовый контроль лишь способствует увеличению издержек бизнеса, но не устраняет стимулы к выводу средств. Возросшие издержки бизнеса затем переносятся на российскую экономику.
Отток средств в 2023 году не оказал существенного влияния на курс рубля в условиях восьмикратного торгового баланса и особенностей валютных расчетов.
Перегретый внутренний спрос порождает большой объем импорта. Это сводит на нет приток чистой валюты на внутренний валютный рынок из-за слабого экспорта. Импорт в настоящее время является основной проблемой для курса рубля.
Повышение базового курса может так или иначе охладить импортный потенциал российской экономики.
Центральный банк не имеет «ре-лимита» на курс рубля, а следит за ним в пред-метном контексте, но не считает ослабление рубля риском для финансовой стабильности. .
Продажа валюты на 10-летний период после 14 сентября отражает только инвестиции и операции Федерального национального банка и не направлена на изменение чистого баланса на валютном рынке. Другими словами, закон является нейтральным.
Агент глубокого внедрения…в таможенную стоимость: что нового порекомендовал Минфин участникам ВЭД?
«Только те же яйца, только в профиль» — самая распространенная реакция участников на внешнеэкономическую деятельность и таможенное представительство, а также самая распространенная реакция на рассматриваемый вопрос о „горизонте событий“ относительно полезности нового письма Минфина от 01. 11. 2024 27-01- 21/ 106988 говорится о том, что оно прояснит ситуацию, включив его в таможенную стоимость до таможенной стоимости.
К сожалению, ожидания бизнеса получить четкое и окончательное разъяснение не оправдались. Во-первых, по сути, оно фактически аналогично более раннему письму Минфина России от 2 октября 2024 г. 27-01-21/95291, а во-вторых, эти письма по-прежнему выражают только позицию службы, носят информационно-разъяснительный характер и не имеют особого значения для судьи при рассмотрении спора. К сожалению, закон часто отстает от реальности, и новые отраженные правоотношения и проблемы рынка не соответствуют существующему регулированию. В сфере внешнеэкономической деятельности недавно появились множественные монеты, платежные агенты и коммерческие посреднические платежи — закон их не учитывает, а аудиторские службы не спешат давать прозрачные и понятные рекомендации. . Тем не менее, мы рассказываем.
Платежный агент по «льготным» антироссийским штрафам — важный объект внешней коммерческой деятельности. Это связано с тем, что без его участия зачастую невозможно перевести платежи за товары и услуги на счет иностранного контрагента. Однако, как и любой уважающий себя посредник, агент требует вознаграждения за свои услуги. Этот вопрос связан с двумя аспектами.
Судебная практика показывает, что таможенные органы могут рассматривать таможенную стоимость как незавышенную, если не представлены документы, подтверждающие оплату товара третьему лицу, а также не подтверждено поступление денежных средств в счет поставки продавца. Существует несколько судебных решений (например, по делам A51-9744/2023 и A51-2926/2024). Подтверждение оплаты товара», — говорит он члену Таможенного комитета. Валентина Ионичева, член Совета директоров Союза таможенных адвокатов, таможенный советник, тел.
По словам эксперта, такая практика свидетельствует о том, что таможенные органы воспринимают письмо как подтверждение поступления денег на счет продавца, свидетельствующее о том, что сделка совершена и претензий по оплате товара нет. В этом случае важно сформулировать внешнеторговое соглашение, в том числе указать, что оно предусматривает подтверждение оплаты письмом от продавца.
Второй вопрос касается вознаграждения агента за таможенную стоимость. В новом письме Казначейства говорится следующее. «Этот вопрос необходимо рассматривать, анализируя, должны ли эти расходы включаться в цену, фактически уплаченную или уплаченную за товар (CFC), и в основном это будет зависеть от того, заключен ли контракт с Платежные агенты включаются во все контракты на основании того, что товар был ввезен в ОАЭ. Другими словами, если товар может быть приобретен без услуг платежного агента, то нет причин включать комиссию CFC, если продавец не требует заключения договора с агентом. Если же товар не может быть приобретен без договора с платежным агентом (например, продавец требует его заключения), стоимость вознаграждения включается в ФОМС.
Действительно, это не тот комментарий, который ранее давал пресс-секретарь Минфина в «Ведомостях». Напротив, новое разъяснение подтверждает позицию Федеральной таможенной службы, высказанную на заседании Комитета по декларированию и административному декларированию таможенных цен при Федеральной таможенной службе. К сведению: в разъяснении Казначейства говорится, что договоры с платежными агентами по инициативе покупателя заключаются из-за сложностей, в некоторых случаях из-за отсутствия прямой оплаты продавцу товара. Как вариант, такие положения могут быть предусмотрены в дополнительном соглашении к договору закупки, если оплата платежного агента не производится по требованию продавца», — комментирует юрист Ольга Евсеева. -прокомментировала юрист Ольга Евсеева, автор Telegram-канала «Правовой маркер».
Кстати, на упомянутом выше заседании июльского комитета представители Федеральной таможенной службы рекомендовали отражать во внешнеторговых контрактах договоры об интересах, в интересах которых действует агент.
В целом практика расчетов с наемными агентами в настоящее время стабильна. Таможенные органы действуют в соответствии со статусом ФТС, разработанным по итогам обсуждения в ЕКС. Она включается в таможенную стоимость. Если это не отвечает интересам покупателя, мы не включаем ее. Такой подход соответствует основным принципам, гарантированным в Решении № 112 Коллективного органа ЕЭК. 112 Коллективного органа ЕЭК от 15 июля 2014 г. Когда посредник выступает на стороне продавца, выплата вознаграждения фактически является необходимым условием для покупки товара. Поэтому она является частью его расходов», — говорит Дарья Гичева, юрист, партнер юридической фирмы Paradigma Prava.
В связи с этим юрист рекомендует более тщательно подходить к документальному оформлению выразительной связи между частями сделки, чтобы исключить двойное толкование интереса представительного акта. На мой взгляд, говорит Дарья Гичева.