Детальная информация о приказе №21н Федерального казначейства: основные положения, цели и задачи. Вы узнаете, какие изменения производятся в финансовой деятельности организаций, а также как это будет сказываться на учетной политике и финансовых расчетах с бюджетом. Получите все необходимые сведения о внесении изменений в правила ведения финансового учета.
Приказ 21-н Федерального Казначейства является официальным документом, который определяет правила работы с финансовыми обязательствами, формирования казначейских счетов и другими важными вопросами в сфере финансового учета и контроля. В данном приказе содержится детальная информация о процедурах и обязанностях организаций, занимающихся финансовыми операциями с государственными средствами.
Основные положения этого приказа: установление казначейских счетов для исполнения и контроля финансовых обязательств, определение порядка открытия и закрытия счетов, правила кассовых операций, требования к учетной политике и отчетности. Кроме того, приказ регулирует взаимодействие с банками и другими депозитариями, а также полномочия и обязанности органов казначейства.
Закрытие банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание
По данным этого письма, банкам в муниципальных образованиях субъектов РФ необходимо закрыть счета, которые были открыты в отделениях ЦБ РФ или коммерческих банках, перед 1 апреля 2021 года. С 1 января 2021 года банки не имеют возможности проводить операции с этими счетами, за исключением перевода остатков денег на банковские счета, которые входят в состав единого казначейского счета и открыты для органов Федерального казначейства в отделениях ЦБ РФ.
Чтобы реализовать этот переход, финансовым органам необходимо заключить дополнительные соглашения к договорам банковского счета с подразделениями ЦБ РФ и кредитными организациями до 1 января 2021 года. Эти соглашения должны содержать отказ от операций по счету с начала 2021 года, за исключением перевода остатков денежных средств на казначейский счет. Также финансовым органам необходимо подать заявление о закрытии банковского счета за десять рабочих дней до его закрытия, но не позже 17 марта 2021 года. Закрытие счета должно быть завершено до 1 апреля 2021 года.
Кроме того, финансовым органам требуется провести работу по открытию казначейских счетов совместно с территориальными органами Федерального казначейства и проинформировать своих клиентов о переходе на казначейское обслуживание.
В связи с введением новых норм, все местные и региональные заказчики обязаны начиная с 1 января 2025 года формировать платежные документы в Единой информационной системе (ЕИС) при обслуживании личных счетов в Федеральном Казначействе в соответствии с указом Федерального казначейства № 21н. С сентября 2025 года автономные и бюджетные учреждения, обслуживаемые Федеральным Казначейством и его территориальными органами, получили возможность пользоваться функционалом автоматического платежа в ЕИС.
Таким образом, переход на казначейское обслуживание и формирование платежных документов в ЕИС станут обязательными для всех финансовых организаций и заказчиков, что способствует более эффективной и прозрачной финансовой деятельности.
Операции с наличными денежными средствами
Открытие банковского счета для операций с наличными денежными средствами
В рамках выполнения своих функций Федеральное казначейство заводит банковский счет, предназначенный для выдачи и внесения наличных денег, а также проведения расчетов по отдельным операциям. Эта практика позволяет эффективно управлять наличными деньгами и обеспечивает гибкость при проведении различных финансовых операций.
Возможности и преимущества операций с наличными деньгами
Преимущества операций с наличными деньгами для участников системы казначейских платежей включают:
- Мгновенный доступ к наличным деньгам;
- Возможность осуществлять расчеты в реальном времени;
- Удобство использования наличных денег для проведения операций;
- Контроль и отчетность по операциям с наличными деньгами.
Особенности проведения операций с наличными деньгами для участников системы казначейства
Участники казначейской платежной системы должны учесть следующие особенности операций с наличными деньгами:
- Необходимость соблюдения требований законодательства и казначейского правила при проведении операций;
- Обязательность предоставления отчетности о движении наличных денег;
- Соблюдение правил и процедур безопасности при работе с наличными деньгами;
- Регулярное обновление информации о доступном балансе наличных денег для эффективного планирования расходов и доходов.
Значимость операций с наличными деньгами в работе организаций
Финансовая деятельность организаций активно вовлекает операции с наличными денежными средствами, которые выполняют важные функции. Такие операции не только обеспечивают необходимость расчетов наличностью для различных операций, но и предоставляют гибкость и удобство в управлении денежными потоками. Федеральное казначейство, в свою очередь, играет ключевую роль в содействии операций с наличными средствами путем открытия банковского счета, что способствует эффективному проведению финансовых операций.
Операции средств бюджетных и автономных учреждений
Процедура для прямых участников казначейских платежей
В случае операций со средствами бюджетных и автономных учреждений, которые являются непосредственными участниками системы казначейства, требуется выполнение следующих действий:
- Представление распоряжений в ТОФК относительно проведения казначейских платежей;
- Для оформления распоряжений используйте приложения, соответствующие Приказу № 21н, в количестве от 15 до 25;
Действия косвенных участников системы казначейских платежей
Бюджетные и автономные учреждения, которые участвуют в системе казначейских платежей косвенно, будут проводить операции через соответствующих прямых участников. Для этого финансовый орган муниципального образования должен представить в территориальный орган Федерального казначейства распоряжение о проведении казначейских платежей согласно приложениям 15 – 18 к Приказу № 21н.
Учет операций средств бюджетных и автономных учреждений
Для учета транзакций, связанных с финансами государственных и негосударственных организаций, будут использоваться специальные коды из бюджетной классификации РФ. Основой для выбора этих кодов будет являться экономическое содержание платежей, проводимых через казначейство. Полученные средства будут отражаться в соответствии с аналитической группой доходов бюджетов, а также аналитической группой источников финансирования бюджетных дефицитов. Расходы будут учитываться по кодам расходов, а также по аналитической группе источников финансирования бюджетных дефицитов, кодам субсидий и кодам объектов капитального строительства.
Кроме того, при оплате расходов, связанных с бюджетными негосударственными организациями, использующими средства целевых субсидий, казначейство будет осуществлять дополнительную проверку распоряжений и необходимых документов, чтобы убедиться в их соответствии установленному порядку.
Формы документов для проведения казначейских операций
Утверждены формы распоряжений о совершении казначейских платежей и операций для казначейского обслуживания. Документы вводятся этапно. С 01.01.2021 по 31.12.2022 следующие формы распоряжений используются в соответствии с Приказом № 21н, приведенными в приложениях 15-26:
- Форма 0531801 — заявка на кассовый расход;
- Форма 0531851 — сокращенная заявка на кассовый расход;
- Форма 0531860 — сводная заявка на кассовый расход;
- Форма 0531803 — заявка на возврат;
- Форма 0531802 — заявка на получение наличных денег;
- Форма 0531243 — заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту;
- Форма для обеспечения наличными денежными средствами в электронном виде;
- Форма 0531809 — уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.
- уточнение операций клиента по форме ф. 0531852;
- расшифровка ф. 0531806 с распоряжением финансового органа;
- реквизиты перечисления денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
- уведомление о поступлениях в иностранной валюте ф. 0531452; и другие.
С 01.01.2024 документы будут заполняться в структурированном виде с использованием реквизитов, указанных в приложениях 1-4 к Приказу № 21н: