— Выясните, насколько сильна угроза жизни ребенка.
— Не предполагайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или злится на него.
— Терпеливо отвечайте на вопросы и радуйтесь тому, что ребенок беспокоится.
— Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить.
— Покажите, что вы в курсе (например, «Это очень серьезно. Давай поговорим об этом позже»), смените тему.
— Организуйте разговор с ребенком наедине, чем раньше, тем лучше.
— Спокойно поддержите ребенка словесно (например, «Ты сказал мне, что это хороший поступок. Ты поступил правильно», „Я тебе верю“, „Ты не виноват“, „Ты не один в такой ситуации, это случается и с другими детьми“, „Мне очень жаль, нам нужно поговорить о том, что с тобой произошло“.
— Обратитесь за помощью к социальному педагогу (социальному работнику), инспектору по правам ребенка, инспектору Министерства внутренних дел или специалисту из Комиссии по предотвращению домашнего насилия и жестокого обращения с детьми.
Если в детском саду, где присутствует домашнее насилие, есть дети, вы можете помочь им, обеспечив
— Поддерживайте нормальное положение ребенка в группе.
— Не позволяйте ребенку решать, чего он хочет или не хочет. Слушайте! Это поможет продемонстрировать теплое отношение на комфортном для ребенка уровне.
— Используйте обычные выражения теплоты и поддерживайте теплый голос.
— Сохраняйте рутину. Не обсуждайте детали того, что произошло с ребенком, ни с кем другим. Переживания ребенка не предназначены для других. Ищите соответствующую поддержку для себя.
— Показывайте работу ребенка в позитивном свете и вовлекайте его в обсуждение.
— Поначалу дети могут хотеть, чтобы им говорили, что делать и как реагировать, пока они не смогут мобилизовать свои силы.
— Обеспечьте наличие полезных материалов для чтения и произведений искусства — это возможность для ребенка выразить свои чувства.
Юридические аспекты домашнего насилия
В обществе встречаются следующие формы насилия:
— Первичный: включает в себя социальные и культурные правила и обычаи.
— Вторичный: применяется через социальные институты и организации. (например, местные органы власти, включая ОВД, органы социальной защиты, образовательные учреждения и т. д.) Последние должны обеспечивать защиту, наказание, ресоциализацию и профилактику.
Согласно Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, все люди (женщины, дети и мужчины) имеют право на жизнь.
— Статья 1: Каждый человек рождается свободным и равным в своем достоинстве и правах.
— Статья 5: Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению или наказанию.
Конституция Российской Федерации — также декларирует право каждого гражданина на жизнь, свободную от насилия.
— Статья 19, пункт 3: Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
— Статья 21, пункт 2: Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Закон Российской Федерации «Об образовании»:
— Статья 5 — подтверждает право детей на участие во всех образовательных учреждениях на «уважение человеческого достоинства».
— Статья 56 предусматривает административное наказание работников образования за физическое или психологическое «насилие над учащимся или над его личностью».
Семейный кодекс Российской Федерации:
— Статья 54 — Право на уважение человеческого достоинства ребенка,
— Статья 56 — право ребенка на защиту и обязанность комиссии и органа опеки и попечительства принимать меры по защите ребенка,
— Статья 69 — «Лишение родительских прав» как мера защиты детей от семейного насилия,
— Статья 77 — немедленное изъятие ребенка в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью.
Домашнее насилие над женщинами и детьми происходит в разных семьях и встречается во всех странах мира. В России действия преступника могут иметь место только в том случае, если они соответствуют определению различных форм насилия (физического, сексуального или психологического) в Уголовном кодексе РФ и если эти действия уже имели место.
Уголовный кодекс РФ.
-статьи 105-119 129-135, 150-157 Уголовный кодекс Российской Федерации определяет ответственность за акты насилия и преступления в отношении членов семьи и несовершеннолетних.
Как поговорить с ребенком, если он столкнулся с домашним насилием?
Если ребенок столкнулся с насилием в семье со стороны одного из родителей, самое главное — объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Вы должны проявить сострадание и сказать: «Мне очень жаль, что этого не произошло. Этого не должно было случиться. Они не могут так с вами обращаться. Я сделаю все, чтобы этого больше не повторилось». Важно не оставлять этот факт без внимания, так как иногда это может заставить ребенка пожалеть о содеянном, но никогда не говорите ему, что удары недопустимы.
Если женщина остается с агрессором
Там, где семьи сохранены, родители не соглашаются на физическое насилие, а мужчины считают, что они злятся и что это пустяки, поэтому важно, чтобы матери сигнализировали о границах и безопасности своих детей и защищали их видимым и понятным способом. «Любимый, в нашей семье нельзя бить Васю, это недопустимо, я тебя не брошу».
Конечно, в идеале родители должны вместе заниматься воспитанием своих детей и не обсуждать при них воспитательные стратегии. Но здесь еще важнее понять, что это защищено. Ребенок должен понимать, что произошло что-то плохое, что был эпизод насилия, удары и боль, но должен понимать, что вы его защитили, взяли на руки, отвели и сказали, что так терпеть не будете.

Насилие — это не спорный вопрос. Нет такого насилия, которое было бы приемлемо. Дерево неприемлемо, но удары ремнем по ягодицам требуют, чтобы взрослые находили способы его регулирования. Если одному из партнеров трудно контролировать свое поведение или по каким-то причинам он не может этого делать, другой партнер берет на себя роль защитника уязвимых людей и предотвращает ситуации, в которых проявляется насилие над детьми.
Если женщина решает уйти с детьми
Когда речь идет о прекращении отношений, родительское объяснение еще проще. Однако важно разделять понятия «плохие люди» и «плохое поведение». Мы живем отдельно, чтобы это не повторилось с тобой или со мной.
Бывают ситуации, когда родители чувствуют себя уязвимыми и начинают договариваться о равенстве со своими взрослыми детьми. Однако взрослый в таких отношениях — это родитель. Как он/она решит, так и будет. Вы должны принять это как внутреннюю позицию для себя. Ребенок в этой ситуации не принимает никаких решений, и его нельзя убедить сказать: «Мама, не уходи, давай останемся». Человеческая психика, особенно детская, работает потому, что то, что он не хочет меняться, — это нормально. Мы все настроены на стабильность, даже если привычное не соответствует действительности и нам это очень не нравится. Мы чувствуем, что предсказуемость и стабильность в тревожных ситуациях гораздо лучше, чем неизвестность.
Маленьким детям лучше не называть дату и место отъезда. Это связано с тем, что ребенок в любом случае предан обоим родителям и оказывается в неловком положении, когда ему приходится скрывать что-то о своем любимом человеке. Важно дать понять, что вы уйдете не потому, что отец плохой и его поведение неприемлемо. Ребенок не должен вступать в конфликт лояльности, имея представление о том, что есть хорошая мать и ужасный отец.
Поначалу ребенок должен плакать, проситься в дом и прогонять вас. Вы имеете право на все эти чувства, поэтому важно сожалеть, горевать, прощаться с прошлым и поддерживать его. Не нужно бояться плакать и проявлять сильные эмоции — это нормально для каждого человека. Когда мы теряем образ жизни, на который возлагали большие надежды, — это грустно, и плакать по этому поводу нормально. Ребенок, в силу своего возраста и связи с другими родителями, не критичен к тому, как с ним обращаются и не обращаются.
Взрослый же, напротив, должен быть критичен. Его позиция заключается в том, что он осознает, что может быть очень страшным дополнением к интересному родителю. Его задача — оставаться в этой позиции, потому что у ребенка больше нет никого, кто мог бы его поддержать. Если вы становитесь на место ребенка, он больше не может на вас положиться. Это очень страшно для его психики.
Основой благополучия и нормального развития психики ребенка является безопасная среда в самом широком смысле этого слова и эмоциональная стабильность. Если у него есть принимающий его взрослый и пространство, даже в съемной одноэтажной квартире на окраине города никто ни на кого не будет кричать и ни с кем не столкнется. Это приносит агрессию и экономическое процветание. Дети насилия получают травмы, как будто страдают от самого насилия.
Вам могут быть полезны эти статьи
Благодаря вашей помощи мы сможем создавать новые материалы. Пожертвование в поддержку «Насилия» — 50/100/500 рублей — позволит нам работать дальше и делиться проверенной информацией от экспертов с десятками тысяч людей.
Ученица подвергается домашнему насилию. Как ей помочь?
Мы надеемся, что учителя, которые нас читают, не столкнутся с подобной ситуацией. Однако мы всегда должны быть бдительны, особенно когда речь идет о жизни и здоровье детей. Психолог Вероника Кипиани и юрист Алиона Борисова из «Отрицка права» рассказывают, что делать, если вы считаете, что с учеником жестоко обращаются дома.
Вопрос. Здравствуйте. У меня есть вопрос, который очень неудобен и имеет много острых углов. Одна из моих студенток рассказала о насилии в ее семье. Все дети в семье, даже годовалый ребенок, подвергались насилию. Вся история была ужасающей. Я не знаю, имею ли я вообще право говорить о таких случаях. Я поняла, что не была готова к таким проблемам ни психологически, ни юридически. Было бы здорово, если бы существовал ресурс с информацией о том, как помочь в таких случаях, место для работы с детьми, у которых есть только один способ избежать этого».
Первое, что нужно помнить, — детям, подвергшимся насилию, в любом случае нужна профессиональная медицинская и психологическая помощь. Есть три основные задачи.
1) Поддержать и помочь ребенку,
2) Обвинить компетентные органы и учреждения,
3) предотвратить повторение насилия.
Отнеситесь серьезно к тому, что рассказал вам ребенок, успокойте его и поддержите. Он должен понимать, что вы ему верите. Если вы ранены, постарайтесь объяснить ему, что у вас есть секрет, который вы не можете хранить в тайне. Расскажите ему, что вы собираетесь делать дальше.
Чтобы помочь своему ребенку, вы должны знать:
Тогда вы можете сообщить об этом директору школы или обратиться в органы опеки и попечительства. Для безопасности ребенка спросите, что они собираются делать: приходить в школу или домой к ребенку или ограничиться консультацией. Также узнайте, какую информацию необходимо предоставить родителям ребенка в случае возникновения семейной вспышки.
Помните: если вы подозреваете, что ребенок подвергается какому-либо насилию, вы должны сообщить об этом в компетентные органы. Право на защиту ребенка закреплено в Семейном кодексе РФ, согласно которому работники и граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка или угрозе нарушения его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в органы власти. . Лицензированные службы обязаны принимать необходимые меры по защите прав и законных интересов детей (п. 3 ст. 56 Семейного кодекса РФ).
Также существует единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122.
Алена Борисова, юрист «Правозащиты открытия»:
Прежде всего, стоит пообщаться со школьным психологом, как с человеком, который разбирается в детской психологии и может найти нужные слова, чтобы поговорить с детьми об этом, а также со школьными учителями и руководителями. .
Однако важно привить ребенку чувство безопасности и уверенности в школе, где он сможет хотя бы доверять взрослым, а не пугать их, толкать или допрашивать в грубой форме.
Сотрудники школы должны обратиться в полицию, поскольку сексуальное насилие над детьми подпадает под действие разделов 131-135 Уголовного кодекса. Сообщить о подозрении в совершении преступления можно по круглосуточному номеру 02 (102 с мобильного телефона). Сотрудник службы, принявший звонок, должен зарегистрировать его в специальном журнале учета преступлений (KUSP) и сообщить номер зарегистрированного заявления о преступлении.
По данному сообщению должна быть проведена проверка в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, опрошены учителя, родственники родителей, соседи и сам учащийся.
Также можно обратиться в полицию с просьбой направить в школу сотрудника (участкового или инспектора по делам несовершеннолетних из ближайшего районного отделения). Например, если ребенок боится идти домой один или если у учителя есть обоснованные опасения, что он не отпустит ребенка домой, если у него есть.
Кроме того, согласно статье 14 Федерального закона N 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основных принципах системы профилактики социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних», школа обязана выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении. Они должны связаться не только с полицией, но и с органами опеки и попечительства, а также с комиссией по делам несовершеннолетних и сообщить им всю полученную информацию о преступлении, которое могло быть совершено в отношении ученика.
‘В нашем обществе существуют насильственные культы’ Адвокат Алексей Парсин объясняет, почему дело братьев Хачатурян волнует всех
Помимо вышеперечисленных органов, во всех регионах существуют специальные государственные структуры — центры социальной помощи семье и центры помощи детям, пострадавшим от домашнего насилия. В большинстве случаев информацию о них можно найти на сайтах городской администрации или местного управления социальной защиты населения.
В последние годы был создан ряд негосударственных кризисных центров. В каждом из них работает психолог, который занимается случаями насилия в семье и может в кратчайшие сроки оказать ребенку необходимую психологическую помощь.
Можно отправить в полицию или центр экстренной помощи только ребенка, чтобы рассказать о жестоком обращении, но это нежелательно. Если жестокое обращение действительно имело место и ребенок решил поговорить с учителем, это свидетельствует о доверии, но также и о страхе остаться одному в травмирующей ситуации. Ребенок никогда не сможет справиться с этим в одиночку, и не следует принимать решение.
В общем, если учитель действительно чувствует, что с учеником дома произошло что-то плохое, он не должен бояться обратиться к своему начальству — директору школы, школьному психологу (обязательно) и в соответствующие инстанции.
Задайте вопрос «Меле». Наши редакторы найдут того, кто сможет ответить. Пишите в наших социальных сетях — мы читаем все сообщения на наших страницах в Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках. Вы также можете написать нам в Instagram. Кстати, мы не будем раскрывать ваше имя, поэтому вы можете задавать любые вопросы (не стесняйтесь!). Фото.
Фото: Shutterstock (Siarhei Kuranets)
14 правил, которые защитят вашу дочь от насилия
Психолог Анастасия Любцова рассказала в программе «Дети Mail. ru» о том, почему люди в нашем обществе терпят насилие и что делать, если ваш ребенок с ним столкнулся.

Подруга спрашивает: «Что я могу сделать, чтобы моя дочь не попала в беду к насильникам и садистам? Выходите замуж за Бога и не женитесь на нем. Могу ли я сказать ей, что она моя любимая принцесса? Нет, наоборот, не говорите ей, что вы отдали ее в школу боевых искусств. ‘
Мы живем в России, — осторожно начинаю я. Проблема осложняется тем, что все мы — и мы, и вы, и я — в той или иной степени терпимы к насилию. Иначе мы не смогли бы здесь выжить. Мы отфильтровываем и игнорируем определенное количество агрессии и дистресса. Это нормальная адаптивная реакция — иначе мы бы каждый день испытывали унижение, боль и гнев. А это истощает психику.
Мы привыкли к тому, что любой человек, наделенный властью, может проявить агрессию в той или иной форме.
Если мы больны — врач. Если мы ученики, то учителя. Родители — если мы дети. Служащий — если нам нужна от него самая незначительная бумага. Работник метро или аэропорта, если мы пассажиры. Сотрудники полиции вообще могут проявить агрессию по отношению к любому человеку.
Конечно, это не шокирует, хотя мы и не считаем это правилом.
Трудно создать семью, в которой действуют совершенно другие правила.
И нет никакой разницы, насколько сильно вы хотите иметь волшебную вакцину для защиты своих детей. Мне страшно об этом думать. Однажды моя дочь оставит отношения с нашими родителями и вступит в отношения с кем-то другим. Может быть, она решит выйти замуж и завести пятерых детей. Или вообще не захочет иметь детей. Или родит девочку. Знаете ли вы?
Но главное, что в этих отношениях их безопасность больше не зависит от меня. Она не минимальна.
И пока он еще здесь, я мысленно пишу для него ряд команд. Я шью на нее магическую защитную рубашку, сшиваю ее и молюсь, чтобы она защитила ее, если меня не будет рядом.
Когда она немного подрастет, я говорю ей.
Если тебя ударили — немедленно уходи
Принеси, как при землетрясении — возьми бумагу, детей, а остальное сделай потом. Не извиняйтесь и не обманывайте. Не договаривайтесь. Завтра все «извини» превратятся в «ты меня завел». В это болото легко упасть и очень трудно из него выбраться. Не медлите — бегите.
Ты не виновата
Помните, что за все «вы в ответе». На самом деле это означает: «Я знаю, что могу ударить тебя, причинить боль и разозлить. Не понимаю, почему я должен контролировать себя, ведь я ничего не могу добиться от тебя по этому поводу».
Я всегда тебя поддержу
Вы можете прийти ко мне в любое время. Все. В любой ситуации. Со слезами и босыми ногами. Я чувствую себя худшим неудачником в твоей жизни. И я не виню тебя. Даже если бы я хотела сказать: «Я тебя предупреждала», я бы заперлась в ванной и произнесла эти слова перед зеркалом, сама себе, шепотом. Они не успокаивают, а просто прибивают иглу к открытой ране.

Не стыдись просить помощи
Если меня здесь нет — мои родители тоже люди, — возьмите с собой друга, которого достаточно, чтобы попросить о помощи. Если нет, не стыдитесь просить и принимать помощь в любом виде. Жалуйтесь, кричите и рассказывайте всем, кто вас выслушает. Зло совершается в тишине, поэтому убедитесь, что у вас есть свидетели.
Не позволяй унижать себя
Первые ласточки выглядят как «ну, ты и идиот», «что ты путаешь», «что ты понимаешь», «я же сказал, уйди, пожалуйста». Сначала просьба превращается в приказ. Затем мелкое унижение становится правилом. Грубость выдается за близость. Не позволяйте никому унижать вас или намеренно причинять вам боль. ‘Это неправильно — унижать вас, унижать вас’. На эту ловушку попались и умные женщины, и более умные, чем мы с вами.
Твой враг – ощущение «Ну вроде показалось»
Сегодня человек ведет себя очень спокойно, а завтра его что-то захлестнет, и он превратится в расстроенного садиста. А завтра будет видно солнце и все будет настолько нормально, что вы вздохнете с облегчением: «Я виноват». Если это обычное явление, вы настороже. Эта эмоция — главный симптом, которому можно доверять. В отношениях с таким человеком не переусердствуйте, не заводите с ним общих детей или совместную работу.
Зарабатывай сама
Позвольте себе всегда иметь собственные деньги. Ваш собственный источник дохода. Если вы работаете няней, постарайтесь иметь собственный счет, все доступные подушки безопасности. Прежде чем уйти в декретный отпуск, обсудите это с партнером. Очень важно, чтобы вы и ваш партнер обсудили это до того, как вы уйдете в декретный отпуск. Когда наши дети маленькие, мы максимально зависим от наших партнеров и уязвимы как никогда.
Не зацикливайся на отношениях
Не будьте единственными значимыми отношениями в своей жизни. Друзья, работа, спорт, хобби — позвольте им всем быть вами. Побеждайте. Изучайте. Если отношения разваливаются — а это происходит чаще, чем хотелось бы, — это больно. Однако лучше пусть рухнет башня, чем весь замок.
Не закрывай глаза на здоровье
Следите за своим здоровьем, заботьтесь о себе и будьте достаточно сильны, чтобы жить.

Не смотри на других
Не попадайтесь в ловушку, что «все так живут». Это неправда. И я сделаю все возможное, чтобы в моей семье не было насилия и неуважения. И я сам стараюсь быть для вас хорошим примером.
Не стремись создавать семью любой ценой
Не попадайтесь в ловушку: «Я виноват, какой я дурак, какой позор». Это тоже неправда. Быть в ситуации насилия — это не очень хорошо. Быть запертым в ловушке на долгие годы — достаточно плохо. Вам совсем не нужна семья. Вам не нужна самая лучшая семья для вашей суперкниги.
Вам нужно место, где вам хорошо, где вы можете получить поддержку и заботу.
Это может показаться совсем другим (вам не нужно, чтобы это была семья).
Не кори себя за ошибки
Люди могут меняться, им нужно чувствовать себя хорошо. К тому же они постоянно меняются. Они меняются с возрастом и опытом. То, что кажется невинными странностями у молодых людей, с годами может оказаться психическим заболеванием или просто скотством. Иногда люди ведут себя очень плохо, когда понимают, что от них зависят другие. Если это случилось с вами, не вините себя за то, что «не распознали травму раньше». Многое невозможно увидеть, пока оно не спрятано глубоко в земле. Примите меры, см. пункт 1.
Пробуй новое
Экспериментируйте. Новая работа, новая стрижка, новый вид спорта. Новые блюда, новые семейные правила. Новые способы секса. Чем больше нового вы сможете привнести в свою жизнь, тем увереннее будете чувствовать себя в отношениях.
Будь готова помочь другим
Поделитесь этими правилами. Расскажите о них своим подругам. Не оставайтесь равнодушными, если в вашем присутствии кого-то обижают или угрожают. Помните, что иногда люди стесняются просить о помощи. И все же она им нужна. Возможно, вы единственная, кто замечает чужую боль и не уходит от нее.