Если в городе есть река или большой водоем, можно считать, что ему невероятно повезло. Люди всегда селились у воды. Ведь без нее не было бы жизни. Да и сейчас жить у воды гораздо комфортнее, особенно если речь идет о больших шумных городах, где воду добывают из-под земли и в доме всегда есть проточная вода. Вода — это благословение в любом городе.
В последние годы Москва предпринимает небольшие шаги, чтобы вернуть центр города людям. Стало больше места для пешеходов и меньше для автомобилей, но этого явно недостаточно. Москва обладает богатыми водными ресурсами, которые редко используются в рекреационных целях. Сейчас, например, только 7 % московских набережных доступны для людей, остальные 93 % отданы под дороги.
К примеру, даже если взять ту же Москву-реку с другой стороны Кремля — там, где проходит огромная шести-, восьмиполосная магистраль, ее очень сложно перейти и переехать. Река перед Кремлем просто невозможна из-за того, что вы едете мимо. Пыль, шум, грязь — это не то место, к которому хочется приблизиться. Вроде бы в самом центре Москвы, но там должны быть красивые зеленые берега, но не только многих московских рек там тоже нет.
Какие из главных московских рек вы знаете? Мы знаем Яузу, мы знаем Москву-реку. Вот и все! В столице много рек, просто их забирают коллекторы. И хороший пример того, как Москва пренебрегает своими водными ресурсами, — река Неглинная.
Раньше Неглинка использовалась для судоходства и рыболовства.
После Отечественной войны 1812 года Неслинку начали уводить под землю, а в советское время окончательно замуровали в бетон и кирпич. Сегодня река протекает под Театральной, Манежной и Трубной площадями и следует за Кремлем под Александровским садом и Цермлином — очень оживленная часть Москвы.
Представьте себе, насколько привлекательным может стать центр города, если просто выкопать реку. Фонд «Городские проекты» подготовил план раскопок на Неглинке и организации вокруг нее общественных пространств.
Когда вы делаете что-то у себя на родине, вполне разумно посмотреть, как это делают другие, тем более что в центре города есть примеры полностью организованных рек благодаря опыту рытья рек в других странах.
В Париже вместо оживленных дорог были организованы красивые набережные.
Набережные Амстердамского канала стали неотъемлемой частью облика города. Многие из них организованы для спокойных посиделок с друзьями или велосипедных прогулок.
А вот пример из голландского города Утрехт. Некоторое время назад на шоссе был восстановлен канал, зарытый во времена появления автомобилей. Теперь жители Утрехта приехали на ПМЖ и снова могут наслаждаться прекрасными зонами отдыха вдоль канала, а не вонью от машин.
Что касается раскопок погребальных каналов прошлого, то отличный пример тому — Сеул, столица Южной Кореи. Сама река очень маленькая (11 или 14 км), неглубокая и узкая, и, возможно, не такая, какой мы с вами о нем узнали. Он часто страдает от хозяйственной деятельности человека. Его русло расширяли, выпрямляли и строили на нем плотины, пока XX век наконец не перевернулся и не вылез в трубу. Над ним была построена автострада как символ корейского экономического чуда.
Однако со временем сеульские власти поняли, что бульвар в центре города — это не очень здорово. Он шумный, грязный, спасает носы от пробок. Поэтому в 2003 году они решили возвыситься и создать на его месте общественное пространство.
Бетонка была открыта, и сегодня через южнокорейскую столицу снова течет река Чонгычхон, а вдоль нее разбит парк с променадом.
Теперь это знаковый пример создания общественного пространства на месте бывшей автомагистрали.
Примеры создания качественных набережных можно найти и в России, всего в 200 км от Москвы. В Туле на месте свалки недавно построили красивую набережную. До 2018 года в центре города существовала закрытая территория, где находилась свалка металлолома оружейного завода.
Территорию очищали и ухаживали за ней. Теперь это лучшее общественное пространство в городе и лучшее общественное пространство в России.
Но почему мы говорим о примерах? Вернемся к идее, предложенной в рамках городского проекта по раскопкам Неслинки в Москве. Важно сразу отметить, что это не детальный проект, так как проект такого масштаба предполагает, помимо всего прочего, перенос коммуникаций и решение множества других проблем. Эта идея позволяет продемонстрировать общие идеи и определить конкретные векторы городского развития.
Возможно, когда-нибудь эту идею возьмут на вооружение и детально проработают. Как и любая другая идея, она может измениться, когда дойдет до реализации, а пока давайте немного помечтаем и посмотрим, какой будет Москва.
В настоящее время Неглинная улица используется Театральным проездом для движения в обе стороны до станции метро «Тубная» и Цветного проспекта. Здесь две полосы движения и парковочные карманы с обеих сторон.
Однако дорога может превратиться в настоящую прогулку. Здесь, вместо шумной дороги, у реки можно установить столики.
Улица Неглинная может стать гораздо более живой, чем сейчас.
Неглинка, слив с Селезневских бань
Река Неглинная и коллекторы-притоки — пожалуй, одно из самых проходимых подземных сооружений в Москве. Однако можно свернуть куда-нибудь в сторону от традиционного маршрута, подумать, что это значит, или пройтись по «баянным» местам. Например, в конце прошлого года Лиза, Хайтвар, executeHV и я решили пройтись по одному из ответвлений Невринского коллектора, помимо «дренажной канавы от Селезневского автобуса». В результате мы обнаружили там странную конструкцию из ратраков. Это позволяет сделать выводы о том, что же на самом деле представляет собой дренаж. В общем, я был уверен, что туда наверняка заглядывало много людей и, скорее всего, понятия не имели об увиденном, но некоторое время назад на Квестоне была выложена фотография, рассказывающая об известности этого места. Бегущий обзор.
1. Самый известный ракурс с коллектора — вклад реки Напурной, справа на снимке. Слева впадает Небринка, идем туда. 2. В сети много фотографий этого места, аккуратно выложенных, поэтому мы, собственно, ничего не снимали, кроме нескольких странных моментов по дороге в баню. Один из них — небольшое старое яйцо, которое проходит под Самотечной улицей и выходит к Театру Российской армии. Оттуда отводится большое количество воды, так что можно предположить, что она пойдет на котлован для будущего строительства «Суворовской». Сейчас, как вы знаете, сооружение заморожено, но воду все равно приходится откачивать. Конечно, это мой случай, но в любом случае разумно учитывать такие объемы стоков. 3. верхний коллектор переходит в круглую кирпичную трубу длиной менее двух метров с неудобным желобом в полу. Это относительно старая секция, которая проходит под третьим громовым проспектом к дому. 19. Выше коллектор снова расширяется и вскоре переходит в интересный участок с бетонным потолком и вертикальными кирпичными стенами. Можно предположить, что когда-то этот участок канала был открыт сверху, но, возможно, недолго. Состояние пола на этом участке также поддерживает и подтверждает эту версию — executeHV абсолютно прав, поэтому такую трансформацию можно объяснить замерзанием открытого канала зимой. Кстати, в канале есть аналогичный участок, который также может быть открыт
А с левой стороны почти сразу же по плитке затирается стена. 7. вид на ванну — туннель очень сложный и давно не используется по назначению. Предположительно, сюда сбрасывались поверхностные стоки из бани, но не более. 8. вид из бани на Забутовку. 9. забутовка. попытки выявить возможную преемственность пока ни к чему не привели — за задней крышкой есть грунт, но в целом безопасности не стоит ожидать от участка сразу под дорогой. Помимо дренажа, рядом проходит более современная инженерная сеть, и старый дренаж при укладке теряется.
В заключение хотелось бы написать свои соображения по поводу этой конструкции. То, что называется «дренаж из автобусов», даже является основой для будущего развития наиболее распространенной сети приуличного дренажа или ливневого водозабора. Будущее» естественно на момент строительства — тогда эта ветка заканчивалась у хибары в 200 метрах от Неглинного канала, а сейчас здесь современная бетонная труба. Кстати, подобное окончание встречается как на самой Неглинке, так и на других кирпичных коллекторах — Пресненском и Чечерском, построенных в тот же период примерно с 7 года. Это хорошо видно на схеме 1912 года — Небринка в то время была только конкретно под землей (красная линия на карте). В районе Селезневского автобуса до сих пор нет дренажных коллекторов. Из статьи о Селезневской улице следует, что сами бани были построены в 1870-х годах и не могли сливаться в дренажную систему, которой тогда еще не было в проекте.
Поэтому для бань была построена отдельная дренажная канава, которая спустя 40 лет была перекрыта дренажной системой, проложенной под улицей, остатки которой можно увидеть до сих пор. Кроме того, можно предположить, что стоки из бань никогда не попадали в дренажную систему под Селезневской улицей и, с очень большой долей вероятности, уже около 15 лет как не попадают. В партитуре канализационной системы первой очереди отчетливо видна 8-дюймовая труба под Селезневской улицей, которую и следует считать таковой.
Как выглядит коллектор реки Неглинки, где погибли диггеры. Фоторепортаж
Единственный нерешенный вопрос — где впервые появился автобус. Протянувшись в сторону старых канализационных труб, можно увидеть, что они тянутся где-то до Антроповского озера. Вероятно, ванны туда перетащили еще до того, как стали видны стоки. Когда снег растает, на поверхности озера можно найти следы. На современной схеме ниже показано современное состояние канализации. Пунктирная линия показывает предполагаемое направление старых канализационных труб. Стрелки и пронумерованные точки указывают направление и количество рисунков.
![Я набросил шубу и спустился в ... [...] [...] [...]](/wp-content/images/44/kak-viglyadit-kollektor-ea792.jpeg)








(Фото: РБК)<. >Спустя десятилетия, в середине 1920-х годов, Гиляровский вновь посетил коллектор Неслинку. Он снова прочистил зараженные каналы и остановил наводнение.
detector