Европейская конвенция о выдаче является важным документом международного права, который регулирует процедуры и принципы выдачи лиц, обвиняемых или осужденных за преступления, между государствами-участниками. Основные принципы конвенции включают обязательность выдачи, принципу двойной уголовной ответственности, запрет неоопределенного задержания и принцип подачи доказательств и документов.
Глава IV — Процедуры, касающиеся гражданства
В соответствии с Европейской конвенцией о выдаче основные принципы и процедуры, каждое государство-участник обязано обеспечивать обработку заявлений касательно гражданства в разумные сроки. Это означает, что государство должно рассмотреть заявление о приобретении, сохранении, утрате гражданства, о восстановлении в гражданстве или о выдаче свидетельства о гражданстве в течение приемлемого времени.
Статья 11 — Решения
Европейская конвенция также требует от каждого государства-участника обеспечить, чтобы решения о приобретении, сохранении, утрате гражданства, восстановлении в гражданстве или выдаче свидетельства о гражданстве были представлены в письменной форме с обоснованием причин принятия таких решений. Это поможет обеспечить прозрачность и уважение к правам заявителей, давая им возможность ознакомиться с разъяснениями в связи с принятием решения.
Статья 12 — Право на обжалование
Согласно Европейской конвенции о выдаче основные принципы и процедуры, государство-участник также должно обеспечивать возможность административного или судебного обжалования решений о приобретении, сохранении, утрате гражданства, восстановлении в гражданстве или выдаче свидетельства о гражданстве. Это гарантирует заявителям право на защиту своих интересов и возможность обратиться с жалобой, если они не согласны с принятым решением.
Статья 13 — Административные сборы
- В рамках Европейской конвенции каждое государство-участник должно устанавливать разумные административные расходы, связанные с приобретением, сохранением, утратой гражданства, восстановлением в гражданстве или выдачей свидетельства о гражданстве. Это позволяет гарантировать доступность и доступность процесса обращения за гражданством для всех заявителей.
- Важно также отметить, что административные расходы, связанные с административным или судебным обжалованием решений о гражданстве, не могут стать преградой для заявителей в государстве-участнике. Таким образом, государство должно уделять внимание разумности таких расходов и не создавать барьеров для тех, кто желает обжаловать принятое решение.
Глава II — Общие принципы, касающиеся гражданства
- Каждое государство имеет право определять в своем законодательстве, кто является его гражданами.
- Это законодательство должно признаваться другими государствами при условии, что оно соответствует действующим международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным принципам права, касающимся гражданства.
Статья 4 — Принципы
- a каждый человек имеет право на гражданство;
- b следует избегать безгражданства;
- с никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;
- d ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время брака не влекут автоматических последствий для гражданства другого супруга.
Статья 5 — Недискриминация
- Положения государства-участника о гражданстве не должны содержать различия или заключать в себе практику, представляющие дискриминацию по признакам пола, религии, расы, цвета или национального или этнического происхождения.
- Каждое государство-участник должно руководствоваться принципом недискриминации между своими гражданами независимо от того, стали ли они гражданами при рождении или приобрели гражданство впоследствии.
Глава V — Множественность гражданств
Статья 14 — Множественность гражданств в силу закона
- Государство-участник должно разрешать детям, автоматически приобретшим различные гражданства при рождении, сохранять эти гражданства.
- Государство-участник также должно разрешать своим гражданам иметь иное гражданство, если оно приобретено автоматически в силу заключения брака.
Сохранение гражданств, упомянутых в пункте 1, подчиняется соответствующим положениям статьи 7 настоящей Конвенции.
Статья 15 — Иные возможные случаи множественности гражданств
Положения настоящей Конвенции не ограничивают право каждого государства-участника определять в своем внутреннем праве:
- Сохраняют ли или утрачивают гражданство этого государства-участника его граждане, которые приобретают или имеют гражданство другого государства.
- Является ли условием приобретения или сохранения его гражданства отказ от иного гражданства или его утрата.
Статья 16 — Сохранение прежнего гражданства
Сохранение прежнего гражданства является вопросом, который может определяться каждым государством-участником в соответствии с его внутренним правом. Каждое государство-участник имеет право решать, сохраняют ли или теряют гражданство его граждане, которые получили или имеют гражданство другого государства.
Глава I — Общие вопросы
Настоящая Конвенция устанавливает принципы и правила, касающиеся гражданства физических лиц, и правила, регулирующие воинскую обязанность в случаях множественности гражданства, в соответствие с которыми должно быть приведено внутреннее право государств-участников.
Статья 21 — Определения
- гражданство — правовая связь между лицом и государством, не указывающая на этническое происхождение
- множественность гражданств — одновременное наличие у одного и того же лица двух или более гражданств
- ребенок — любое лицо младше 18 лет, за исключением случаев наступления совершеннолетия в более раннем возрасте в силу права, применимого к этому лицу
- внутреннее право — все виды норм, принятых в рамках национальной правовой системы, включая конституцию, законодательные акты, постановления, указы, судебные решения, нормы обычного права и практику, а также правила, вытекающие из обязательных международных документов
Глава III — Положения, касающиеся гражданства
В этой главе Европейской конвенции о выдаче основные принципы и процедуры регулируются вопросы, связанные с приобретением и утратой гражданства. Статья 6 определяет процедуру приобретения гражданства, а статья 7 обозначает случаи утраты гражданства в силу закона или по инициативе государства-участника. Статья 8 регламентирует возможность отказа от гражданства, а статья 9 устанавливает порядок восстановления гражданства.
Статья 6 — Приобретение гражданства
1. Каждое государство-участник должно предусматривать в своем внутреннем праве приобретение своего гражданства лицами, указанными в данной статье. В отношении детей, один из родителей которых имеет гражданство данного государства-участника, процедура приобретения гражданства должна учитывать исключения, предусмотренные внутренним правом по отношению к детям, родившимся за границей. В отношении детей, родители которых признаны судом или осуществлена схожая процедура, государство-участник может предусмотреть приобретение гражданства в соответствии с процедурой, установленной его внутренним правом.
2. Государство-участник должно предусматривать в своем внутреннем праве приобретение своего гражданства детьми, рожденными на его территории, если они не приобретают при рождении иного гражданства. При этом, гражданство может быть предоставлено по закону при рождении или впоследствии, если ребенок остался без гражданства и подал заявление в компетентные органы, соблюдая условия, предусмотренные внутренним правом государства-участника. Подача заявления может требовать нахождения ребенка на территории государства-участника в течение не более пятилетнего периода перед ее подачей.
3. Каждое государство-участник должно предусматривать в своем внутреннем праве возможность натурализации для лиц, законно и обычно проживающих на его территории. Продолжительность проживания, необходимая для получения гражданства, не должна превышать десяти лет.
4. Государство должно облегчать процедуру приобретения гражданства следующими лицами: супругами своих граждан, детьми одного из своих граждан, детьми, один из родителей которых имеет гражданство этого государства, усыновленными/удочеренными одним из своих граждан, лицами, рожденными и законно и обычно проживающими на его территории, лицами, проживающими на его территории законно и обычно до достижения ими возраста 18 лет, а также лицами без гражданства и беженцами, законно и обычно проживающими на его территории.
Статья 7 — Утрата гражданства в силу закона или по инициативе государства-участника
1. Государство-участник может предусмотреть утрату гражданства в силу закона или по своей инициативе только в определенных случаях, указанных в данной статье. Эти случаи могут включать добровольное приобретение иного гражданства, приобретение гражданства государства-участника на основании обмана, ложной информации или утаивания фактов, связанных с заявителем, добровольное вступление в иностранные вооруженные силы, поведение, причиняющее серьезный ущерб интересам государства-участника, отсутствие связи между государством-участником и гражданином, проживающим за границей, и если условия, приведшие к приобретению гражданства данного государства в силу закона, более не выполняются.
2. Государство-участник может предусмотреть утрату гражданства детьми, родители которых утрачивают свое гражданство, за исключением определенных случаев. Однако дети не утрачивают гражданство, если хотя бы один из их родителей остается гражданином данного государства.
3. Государство-участник не может предусматривать утрату гражданства в силу статей 1 и 2 данной статьи, если это приведет к тому, что лицо станет лицом без гражданства, за исключением определенных случаев.
Статья 8 — Утрата гражданства по инициативе лица
1. Каждое государство-участник должно предоставлять возможность отказаться от своего гражданства, при условии, что лица, принимающие это решение, не становятся лицами без гражданства.
2. Однако государство-участник может предусмотреть, что только граждане, постоянно проживающие за границей, имеют право отказаться от своего гражданства.
Статья 9 — Восстановление в гражданстве
Каждое государство-участник облегчит процедуру восстановления гражданства для лиц, у которых ранее было гражданство данного государства и которые законно и обычно проживают на его территории. Порядок восстановления гражданства определяется внутренним правом каждого государства-участника.